15.05.2013 Увеличение квоты ЕКМТ на 2013 год

15 мая вступает в силу решение об увеличении квоты РФ в 2013 году до 596 базовых разрешений Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ).

Для России общее число годовых разрешений составит 5960 с учетом повышающего коэффициента для грузовых автомобилей категории экологичности "Евро-5". В итоге российские международные перевозчики оказались в крайне невыгодном положении.
Все страны Европы регулируют доступ иностранных транcпортных компаний на свои рынки международных перевозок. Для этого используются двусторонние соглашения и многосторонний обмен по системе ЕКМТ. При этом регулирование касается двух категорий допуска. По первой - обменивающиеся страны получают право возить между собой, по второй - одна из сторон получает право перевозить груз между третьими странами и страной, выдавшей разрешение. Естественно, страны, не располагающие собственными большими импортно-экспортными грузопотоками, но имеющие значительные транспортные ресурсы (например, Польша, Литва, Латвия, Беларусь, Украина, Молдова), заинтересованы в получении второй категории разрешений для выхода на "чужие" рынки. Самым крупным из таких рынков является Россия, которая в разрешениях ЕКМТ заинтересована значительно меньше, так как ориентирована на собственный рынок. Разрешения ЕКМТ представляют собой многосторонние разрешения для многоразового использования, выдаваемые на срок до 1 года на основе квот на международные автоперевозки грузов между странами-участницами ЕКМТ или транзитом через территорию одной или нескольких из них.
Распределение разрешений между странами производится на основании выработанной ЕКМТ системы критериев, которая основана на внешнеторговых показателях.
По идее, размер квоты должен соответствовать роли государства в международной торговле и грузообороте.
По расчетам Минтранса, доля России должна составлять 1000 разрешений из общего количества базовых квот. Но изначально России было выделено 266, позднее 299 разрешений.
В рамках обмена обычными разрешениями министерствами транспорта отдельных стран на межправительственном уровне Россия поддерживает паритет, получая достаточный объем транзита для российских перевозчиков через Украину, Польшу, страны Балтии в обмен на ограниченный доступ перевозчиков этих стран в Россию.
В 2011 году Минтранс решил сократить квоту с 299 до 67 разрешений, уменьшив количество разрешений ЕКМТ для российских перевозчиков и ограничив доступ по ним к перевозкам на Россию для иностранцев. При этом в качестве условия разблокировки квоты Россия потребовала внести в регламент изменения, ограничивающие использование разрешений на одну страну, с последующим поэтапным увеличением базы для России до 1000 штук. Решение по ограничению действовало до 2013 года. Но на принятие решения о разблокировке невыполнение указанного требования не повлияло.
Теперь, с разблокировкой ограничения, иностранные перевозчики получают значительный объем дополнительных разрешений для загрузки из любой страны Европы в РФ, что сильно обострит конкуренцию на этом рынке.